Инновационной особенностью содержания образования в лицее является естественнонаучный профиль обучения.
Модель естественнонаучного профиля обучения:
- в рамках внеурочной деятельности в 5 классе преподаётся курс «Чудеса химии, ведутся занятия экологического театра;
- в 6 классе работает кружок любителей химии;
- в учебном плане в 7 классе преподаётся курс «Введение в химию»;
- углублённое изучение химии (8-11 кл);
-профильное изучение биологии (10-11 кл);
-в учебном плане преподавание предмета «Экология» с 5 по 11 класс
Для эффективной реализации естественнонаучного профиля обучения лицей обеспечен современным материально-техническим и учебным оборудованием. Укреплению учебной базы химической лаборатории лицея способствовало сотрудничество с компанией «Уралхим». Кирово-Чепецким химическим предприятием были выделены средства в сумме 1 миллион рублей, которые были потрачены на приобретение современного оборудования для кабинета химии и экологии. Оборудование кабинетов химии, биологии, географии, экологии позволяет проводить образовательный процесс с использованием компьютерных технологий, нано-технологий, интерактивных средств.
Для выстраивания эффективной работы учреждения по качественному конструированию модели углублённого и профильного обучения лицеистов, а также научному сопровождению естественнонаучного профиля обучения администрацией лицея заключён договор о сотрудничестве с институтом естественных наук Вятского государственного гуманитарного университета. На базе лицея организована работа региональной инновационной площадки по теме: «Развитие исследовательской деятельности учащихся и учителя в условиях лицейского образования».
Научный руководитель инновационной площадки – Береснева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор ВятГГУ.
Совместная работа лицея и университета направлена на разработку, апробирование и внедрение инновационных методик и технологий обучения в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, ориентирована на решение следующих целевых задач:
- Обеспечение условий для проявления, развития склонностей, способностей и одаренности каждого ученика;
- Совершенствование методического мастерства учителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением учебно-воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы совершенствования образовательного процесса, использования современных педагогических технологий.
Для выполнения поставленных задач в течение 2014/2015 и 2015/2016 учебных годов успешно реализуется план опытно-экспериментальной работы, включающий различные мероприятия, направленные на развитие познавательных и исследовательских умений учащихся и учителей:
- проведение дней науки «Новые направления в развитии естественных наук»,
- научная поддержка организации и проведения Дней открытых дверей в лицее и в ВятГГУ,
- практико-ориентированные лекции по проблеме подготовки учителя к реализации деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС,
- индивидуальные и групповые консультации для педагогов-исследователей,
- лицейская научно-практическая конференция по краеведческой проблематике совместно со студентами ВятГГУ.
Благодаря институту естественных наук у нас укрепился и увеличился библиотечный фонд, методическая база по естественнонаучному направлению.
Первый учебный год в лицее завершился для учащихся 5-7 классов экологической практикой, которая прошла под общим названием «Школа экологической культуры». Основная цель экологического практикума: формировать любовь к природе, выработать стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь. В ходе работы экологического практикума работали 4 мастерские:
«Юный исследователь», «Химические исследования», «Биологические исследования», «Географические исследования». В рамках работы мастерских ученики приобретали практические умения, направленные на поиск путей решения современных проблем экологии и охраны природы.
Такая работа способствует развитию познавательных способностей ребят, помогает обрести новый социальный опыт.
В рамках сотрудничества с Кирово-Чепецким химическим комбинатом проходят экскурсии учащихся 10 и 11 классов на предприятие, встречи с руководителями химкомбината.
Таким образом, работа учащихся и учителей в условиях деятельности инновационной площадки позволяет на научном уровне решать вопросы совершенствования образовательного процесса, использовать исследовательские методы работы, ориентировать учащихся на раннюю профилизацию и профориентацию, позиционировать естественнонаучный профиль обучения в образовательном пространстве не только лицея, но и на региональном уровне.
Сотрудничество с профессорско-преподавательским составом Института естественных наук, Кирово-Чепецким химическим комбинатом помогает лицею выстроить цепочку «Школа-ВУЗ - Предприятие», показать учащимся прочные звенья единой образовательной цепи, позволяющей ребятам ещё на школьной скамье почувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, понять особенности ВУЗовской программы, увидеть и почувствовать ответственность работы крупнейшего химического предприятия, лучше оценить свои способности, правильно выбрать свой профессиональный и жизненный путь.
Годовой отчет региональной инновационной площадки за 2015 год